АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №64 ИМ.У.КУЛЫМБЕТОВА»
ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Педагогический коллектив школы строил свою деятельность в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на 2022-2023 учебный год и на основе законодательных актов и нормативных документов образования Республики Казахстан:
- «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – ГОСО) (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348);
- «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 8 ноября 2012 года № 500);
- «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ МОН РК от 18 марта 2008 года № 125);
- Инструктивно – методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году»;
Работа школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2022/2023 учебный год задачами:
- выявлять и удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ООП при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
- определять особенности организации образовательной деятельности и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- осуществлять индивидуально ориентированную социально-психолого- педагогическую помощь обучающимся с ООП с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработать и реализовать индивидуальные программы, учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой куратора из числа педагогических работников КГУ «ОСШ №64 им.У.Кулымбетова»;
- обеспечить возможность воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей.
- расширять адаптивные возможности личности, определяющие готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развивать коммуникативные компетенции, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ООП;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся с ООП
Анализируя прошедший учебный год, надо отметить, что поставленные задачи, в основном, реализованы. Результаты работы по данным вопросам рассматривались не педсоветах: «Формативное оценивание –важный фактор процесса обучения в условиях обновленного содержания образования», « Обучение и воспитание детей с ООП в инклюзивной среде школы в рамках содержания образования». Тематика определялась анализом работы за 2020-2021 учебный год. По плану ВШК контролировались вопросы внедрения организации инклюзивного образования, работа со слабоуспевающими, профилактика детского травматизма, соблюдение общих требований к проведению урока, уровень воспитанности учащихся, качество выполнения режимных моментов, работа с тетрадями, работа с электронным журналом «Кунделик», которые анализировались на совещаниях при директоре и производственных совещаниях учителей.
Мною осуществлялась общее руководство учебно-воспитательным процессом, организовывала контроль над работой; педагогического, ученического и родительского коллективов.
Руководство школой строится таким образом, что образует единый управленческий цикл. Управление учебно-воспитательным процессом состоит из прогнозирования, проектирования и разрешения учебно-педагогических ситуаций. В школе сложился коллегиальный тип управления коллективом, что выражается в большом количестве функциональных и общественных помощников администрации: методический совет школы, руководители методических комиссий, служба психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогический консилиум. Для их результативного взаимодействия были созданы соответствующие условия: информационное обеспечение, организационно-методический инструментарий, разработаны локальные акты, создан психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных и творческих способностей участников образовательного процесса.
Контроль был ориентирован на конечный результат деятельности учителей. Подведение итогов контроля осуществлялось на производственных совещаниях, методических объединениях, совещаниях при директоре, педагогических советах.
По заключениям ВКК и областной ПМПК было организовано надомное обучение, на котором к концу учебного года находились 6 детей. С нарушениями ЛУО 1 ученик, НОДА -4ученика, УУО -1 ученик. В обучении участвовали 26 педагогов.
№ | ФИО учащегося | Диагноз | класс | ИИН | Номер приказа |
1 | Қуанышбекова Бота Маратбекқызы | G60.0 Наследственная моторная и сенсорная невропатия. | 9Г | №070510600094 | №164 01. 09.2021 |
2 | Кадиров Абиш Бауыржанович | М91.Юнощеский остеохондроз головки бедренной кости | 6А | №110521502768 | №164 01.09.2021 |
3 | Каиржан Айболат | Умеренные нарушение интеллекта.ОНР-1ур | 2В | №131231502639 | №164 01.09.2022 |
4 | Уксукпаев Ерлан | Нарушение опорно-двигательной системы | 9А | №070730553461 | №167 15.09.2022 |
5 | Кыдыров Диас Нурланулы | М93,8. Другие остеохондропатии | 10Б | №071005552721 | №265 09.12.2022 |
6 | Ворожеева София Богдановна | Легкие нарушение интеллекта.ОНР3 уровня Нарушение опорно-двигательного аппарата. | 4Г | №110518604883 | № 87/27.03.2023 |
Организация учебного процесса имела свои особенности. Одной из них являлось место проведения занятий: основная часть детей занимались дома. Благодаря индивидуальному подходу все дети успешно изучили программу за курс и перешли в следующий класс. Посещенные занятия показали, что уроки проводятся в соответствии с графиком и расписанием; учителя учитывают особенности детей, их состояние здоровья и эмоциональной сферы; осуществляют коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальной программой развития.
Для эффективности учебного процесса основными формами организации являлись следующие: уроки, надомное обучение больных детей, консультации, занятия по выбору, коррекционные занятия, олимпиады, конкурсы, предметные недели, открытые уроки, внеклассная деятельность по предмету.
Инклюзивное образование. Школа осуществляет инклюзивное образование в одном направлении: согласно заключениям ПМПК все учащиеся обучались в традиционном классе. На конец года в школе обучалось 10 учащихся по заключению ПМПК.
ФИО учащегося | Диагноз | Класс | ИИН | Номер приказа | |
1 | Нұрбай Көзайым | Нарушении опорно-двигательного аппарата. | 1В | №160109603849 | №163 01.09.2022 |
2 | Шотыбай Әбілмансұр | ОНР-3ур. Трудности формировании письма и чтения | 2Б | №141106504121 | №163 01.09.2022 |
3 | Жарыкова Алина | Нарушение слуха, ОНР 1-2 уровня, Задержка психического развития, Нарушение зрения | 4Е | №120730604808 | |
4 | Сактаганов Батырхан | ДЦП Умеренная спастическая диплегия. ФФН | 4Е | №130217504597 | №163 01.09.2022 |
5 | Сәлім Ғалым | Легкие нарушение интеллекта. Нарушение опорно-двигательного аппарата. | 4А | №120113503786 | №163 01.09.2022 |
6 | Еркінбай Інжу | G80.Спастическая диплегия | 4В | №130609604613 | №163 01.09.2022 |
7 | Сақтағанов Даниал Булатулы | ВПР. ЦНС, аномалия Денди-Уокера. Симтоматическая фокальная эпилепсия с резкими приступами. ОНР 3 уровня. Миопия слабая. | 9Г | №070730550249 | №201/1 01.10.2022 |
8 | Нұрлан Анель | Нарушение слуха, общее недоразвитие речи, 3уровня | 4А | №121211602931 | №43/31.01.2023 |
9 | Жәнібекқызы Мәдина | Нарушением слуха:ребенок слабослышащий.ОНР 2-3ур | 5Б | №110708605567 | №163 01.09.2022 |
10 | Ұланұлы Аслан | ОНР-3ур.Нарушение письма и чтения. | 2А | №140507500700 | №163 01.09.2022 |
Для эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями была организована служба психолого-педагогического сопровождения, работу которой координировал психолого-педагогический консилиум. В работе принимали участие дефектолог, психолог, социальный педагог, учителя предметники. В традиционных классах занимались по типовому учебному плану для детей с ЗПР, особое внимание уделялось реализации коррекционного компонента.
По итогам учебного года все учащиеся усвоили базовый уровень ГОСО и переведены в следующий класс.
В течение года детям с особыми образовательными потребностями и их родителям оказывалась различная помощь специалистами психолого-педагогического консилиума: консультации психолога и логопедов, беседы с учащимися и их родителями, беседы с учащимися классов, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями; разработаны психологом методические рекомендации учителям и учащимся по взаимоотношениям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа психолого-педагогического консилиума была направлена на обследование детей и выработку рекомендаций по их дальнейшему обучению. В течение учебного года проведено 4 заседаний: 3 плановых и 1 внеплановых.
На плановых заседаниях обследованы учащиеся 1-ых классов и ученицы 4 Г класса Ворожеевой С.Б. Всего обследовано 35 детей. По результатам обследования 1-ых классов всем педагогам разработаны рекомендации по направлениям коррекционно-развивающей работы с каждым учащимся.
Ученице 4 Г класса Ворожеевой С.Б после обследования были рекомендации вспомогательной службы, т.е. психолога и дефектолога.
Таким образом, за данный учебный год было обследовано 54 ученика, по каждому были приняты решения и разработаны рекомендации педагогам и родителям.
86% педагогов имеют курсовую переподготовку по инклюзивному образованию. В рамках школы просветительская деятельность осуществлялась на городском психолого-педагогическом семинаре. В течении года городским методическим кабинетом на базе школы было проведено два обучающих семинара для учителей школ. Первый семинар-практикум был проведен 17.11.2022 г на тему: «Методы обучения и организации на дому детей с особыми образовательными потребностями» (инклюзивное образование). Семинар –практикум проведен совместно с учителями ОСШ №71 им.Ә.Маргулана. Учителя предметники, психологи и дефектологи школы показали из опыта работы свои наработки. Ознакомили учителей с не традиционными формами и методами работы с детьми ООП, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей. На данном семинаре приняли участие учителя города, с целью развития эмоциональной готовности, формирования профессиональной мотивации к процессу обучения.
Второй семинар был пройден 14 февраля 2023 года на тему: «Методы обучения и организации надомного обучения детей с особыми образовательными потребностями», цель проведения семинара повышение профессиональной компетентности педагогов, актуализация и расширение знаний в области техник и методов обучения детей с ООП. В ходе семинара учителя нашей школы делились опытом, проводили многочисленные мастер-классы, практикумы, тренинги на разные темы. На семинаре были задействованы учителя предметники, психологи, дефектологи и логопеды.
Вопросы инклюзивного образования рассматривались на педагогических советах, совещаниях при директоре: «Обучение и воспитание детей с ООП в инклюзивной среде школы», «Результативность работы ППк по определению возможностей обучения учащихся, вывод детей в школы города», отчет об обучении учащихся на дому.
Большой вклад в коррекционную деятельность вносят дефектологи, которые являются одним из звеньев целостной системы образовательной деятельности школы. Из 50 детей (выявленных в начале учебного года и поступающих в течение года), нуждающихся в логопедической помощи, все посещали занятия в течение года. В конце учебного года из учеников, посещавших фронтальные занятия 11 человек выведены, 34 –оставлены для продолжений занятий; посещавших индивидуальные занятия – 5 выведены, 5– оставлены для продолжения занятий.
Анализ работы дефектолога Аманжоловой А.К показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей. Более 75 % детей уже находятся на среднем уровне познавательного развития и только 25 % на низком уровне . Наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. Сохраняются показатели низкого уровня саморегуляции и самоконтроля (1 «А» класс) , их показатели повысились незначительно к концу года.
Работа психолога (Еспагамбетовой К.Б) строилась по плану и в соответствии с требованиями современной науки и с учетом особенностей школы. Особое внимание отводилось детям с ЗПР, проводилась психологическая диагностика различного профиля. Удачно осуществлялась профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся. В результате проведенной за учебный год работы по психологическому сопровождению школы, большинство определенных на начало года задач выполнено. Работа школьного психолога позволила своевременно фиксировать качественные изменения в психологическом развитии учащихся, знать их воздействие и индивидуальные особенности, помогать на основе этого педагогическому коллективу школы использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью. В течение учебного года большое внимание уделяла просветительской работе, в связи с этим принимала активное участие в педагогических, методических советах, совещании при директоре. В течение учебного года повышала профессиональный уровень на разных уровнях: коррекционное занятия для психологов АО НЦПК «Орлеу»; городской мастер-класс для учителей инклюзивного обучения «Методы и приемы в работе педагога-психолога», семинар для педагогов-психологов города «Разные дети-равные способности»; «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР»
Вывод: инклюзивное образование осуществляется на должном уровне. Анализируя усвоение образовательной программы обучающимися с ООП, можно сделать выводы о том, что все обучающиеся данной группы освоили образовательную программу в полном объеме; психолого-педагогическое сопровождение позволило оказать конкретную помощь учащимся с ЗПР, ЛУО в условиях совместного обучения.
Рекомендации: педагогам учитывать особенности детей с ЗПР, использовать в работе рекомендации психолого-педагогического консилиума.
На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на дальнейшую работу:
- Совершенствовать качество образовательного процесса в соответствии с требованиями обновленного содержания образования; обеспечить его коррекционную направленность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
- По осуществлению системного подхода к обеспечению условий для развития детей с ООП и оказанию помощи детям этой категории в освоении государственного стандарта образования.
- По выявлению особых образовательных потребностей детей с ООП, обусловленных особенностями их физического и психического развития.
- По обеспечению возможности прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.
Зам.директора по УВР Сеилова К.И
01.06.2023г