АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №64 ИМ.У.КУЛЫМБЕТОВА»

ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД                                               

Педагогический коллектив школы строил свою деятельность в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на 2022-2023 учебный год и на основе законодательных актов и нормативных документов образования Республики Казахстан:

  • «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – ГОСО) (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348);
  • «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 8 ноября 2012 года № 500);
  • «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ МОН РК от 18 марта 2008 года № 125);
  • Инструктивно — методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году»;

Работа школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2022/2023 учебный год задачами:

  • выявлять и удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ООП при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
    • определять особенности организации образовательной деятельности и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
    • осуществлять индивидуально ориентированную социально-психолого- педагогическую помощь обучающимся с ООП с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
    • разработать и реализовать индивидуальные программы, учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой куратора из числа педагогических работников КГУ «ОСШ №64 им.У.Кулымбетова»;
    • обеспечить возможность воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей.
    • расширять адаптивные возможности личности, определяющие готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
    • развивать коммуникативные компетенции, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников;
    • реализовать  комплексную  систему   мероприятий  по    социальной  адаптации  и профессиональной ориентации обучающихся с ООП;
    • оказывать   консультативную  и    методическую   помощь    родителям   (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся с ООП

                             Анализируя прошедший учебный год, надо отметить, что поставленные задачи,  в основном, реализованы. Результаты работы по данным вопросам рассматривались не педсоветах: «Формативное оценивание –важный фактор процесса обучения в условиях обновленного содержания образования», « Обучение и воспитание детей с ООП в инклюзивной среде школы в рамках  содержания образования». Тематика   определялась  анализом работы за 2020-2021 учебный год. По плану ВШК контролировались  вопросы внедрения  организации инклюзивного образования, работа со слабоуспевающими, профилактика детского травматизма, соблюдение общих требований к проведению урока, уровень воспитанности учащихся, качество выполнения режимных моментов,  работа с тетрадями, работа с электронным журналом «Кунделик»,  которые анализировались на совещаниях при директоре и  производственных совещаниях учителей.

Мною  осуществлялась общее руководство учебно-воспитательным процессом,  организовывала контроль над работой; педагогического,  ученического и родительского  коллективов.

Руководство школой строится таким образом, что образует единый управленческий цикл. Управление учебно-воспитательным процессом состоит из   прогнозирования, проектирования и  разрешения учебно-педагогических ситуаций. В школе сложился коллегиальный тип управления коллективом, что выражается в большом количестве функциональных и общественных помощников администрации: методический совет школы,  руководители методических комиссий, служба психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогический консилиум. Для их результативного взаимодействия были созданы соответствующие условия: информационное обеспечение, организационно-методический инструментарий, разработаны локальные акты,  создан психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных и творческих способностей участников образовательного процесса.

  Контроль был ориентирован на конечный результат деятельности учителей. Подведение итогов контроля осуществлялось на производственных совещаниях, методических объединениях, совещаниях при директоре, педагогических советах.

    По заключениям  ВКК и областной ПМПК было организовано надомное обучение, на котором к концу учебного года находились 6 детей.   С нарушениями ЛУО 1 ученик, НОДА -4ученика, УУО -1 ученик. В обучении участвовали 26 педагогов.

ФИО учащегосяДиагнозклассИИННомер приказа
1Қуанышбекова Бота МаратбекқызыG60.0 Наследственная моторная и сенсорная невропатия. 9Г№070510600094№164  01. 09.2021
2Кадиров Абиш БауыржановичМ91.Юнощеский остеохондроз головки бедренной кости  6А№110521502768№164 01.09.2021
3Каиржан АйболатУмеренные нарушение интеллекта.ОНР-1ур 2В№131231502639№164 01.09.2022
4Уксукпаев ЕрланНарушение опорно-двигательной системы 9А№070730553461№167 15.09.2022
5Кыдыров Диас НурланулыМ93,8. Другие  остеохондропатии10Б№071005552721№265 09.12.2022
6Ворожеева София Богдановна  Легкие нарушение интеллекта.ОНР3 уровня Нарушение опорно-двигательного аппарата.  №110518604883  № 87/27.03.2023  

 Организация учебного процесса  имела  свои особенности. Одной из них являлось место проведения занятий: основная часть детей занимались дома.  Благодаря индивидуальному подходу все дети  успешно изучили программу за курс  и перешли в следующий класс. Посещенные занятия показали, что уроки проводятся в соответствии с графиком и расписанием; учителя учитывают особенности детей, их состояние здоровья и эмоциональной сферы; осуществляют коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальной программой развития.

Для эффективности учебного процесса основными формами организации являлись следующие: уроки,  надомное обучение больных детей,  консультации,  занятия по выбору, коррекционные занятия,  олимпиады, конкурсы,  предметные недели,  открытые уроки, внеклассная деятельность по предмету.

Инклюзивное образование. Школа осуществляет инклюзивное образование в одном  направлении: согласно заключениям ПМПК все учащиеся обучались в традиционном классе. На конец года в школе обучалось 10 учащихся по заключению ПМПК.

  
 ФИО учащегосяДиагнозКлассИИННомер приказа
1Нұрбай КөзайымНарушении опорно-двигательного аппарата.№160109603849№163 01.09.2022
2Шотыбай ӘбілмансұрОНР-3ур. Трудности формировании письма и чтения 2Б№141106504121№163 01.09.2022
3Жарыкова АлинаНарушение слуха, ОНР 1-2 уровня, Задержка психического развития, Нарушение зрения 4Е№120730604808 
4Сактаганов БатырханДЦП Умеренная спастическая диплегия. ФФН 4Е№130217504597№163 01.09.2022
5Сәлім ҒалымЛегкие нарушение интеллекта. Нарушение опорно-двигательного аппарата. 4А№120113503786№163 01.09.2022
6Еркінбай ІнжуG80.Спастическая диплегия 4В№130609604613№163 01.09.2022
7Сақтағанов Даниал БулатулыВПР. ЦНС, аномалия Денди-Уокера. Симтоматическая фокальная эпилепсия с резкими приступами. ОНР 3 уровня. Миопия слабая. 9Г№070730550249№201/1 01.10.2022
8Нұрлан АнельНарушение слуха, общее недоразвитие речи, 3уровня 4А№121211602931№43/31.01.2023
9Жәнібекқызы МәдинаНарушением слуха:ребенок слабослышащий.ОНР 2-3ур  5Б№110708605567№163 01.09.2022
10Ұланұлы АсланОНР-3ур.Нарушение письма и чтения.№140507500700№163 01.09.2022

 Для эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями была организована служба психолого-педагогического сопровождения, работу которой координировал психолого-педагогический консилиум. В работе принимали участие дефектолог, психолог, социальный педагог, учителя предметники.  В традиционных классах занимались по типовому учебному плану для детей с ЗПР, особое внимание уделялось реализации коррекционного компонента.

По итогам учебного года все учащиеся усвоили базовый уровень ГОСО и переведены в следующий класс.

В течение года детям с особыми образовательными потребностями  и их родителям оказывалась различная помощь специалистами психолого-педагогического консилиума:     консультации психолога и логопедов,      беседы с учащимися и их родителями,      беседы с учащимися классов, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями;     разработаны психологом методические рекомендации учителям и учащимся по взаимоотношениям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.    Работа психолого-педагогического консилиума была направлена на обследование детей и выработку рекомендаций по их дальнейшему обучению. В течение учебного года проведено 4 заседаний: 3 плановых и 1 внеплановых.

На плановых заседаниях обследованы учащиеся 1-ых классов и ученицы 4 Г класса Ворожеевой С.Б.  Всего обследовано 35 детей. По результатам обследования 1-ых классов всем педагогам разработаны рекомендации по направлениям коррекционно-развивающей работы с каждым учащимся.

Ученице 4 Г класса Ворожеевой С.Б  после обследования были рекомендации вспомогательной службы, т.е. психолога и дефектолога.

Таким образом, за данный учебный год было обследовано 54 ученика, по каждому были приняты решения и разработаны рекомендации педагогам и родителям.

86% педагогов имеют курсовую переподготовку  по инклюзивному образованию. В рамках школы  просветительская деятельность осуществлялась на  городском психолого-педагогическом семинаре. В течении года городским методическим кабинетом на базе школы было проведено два обучающих семинара для учителей школ. Первый семинар-практикум  был проведен  17.11.2022 г  на тему:  «Методы обучения  и организации на дому детей с особыми  образовательными потребностями» (инклюзивное образование). Семинар –практикум проведен совместно с учителями ОСШ №71 им.Ә.Маргулана. Учителя предметники, психологи и дефектологи школы показали из опыта работы свои наработки. Ознакомили учителей с не традиционными  формами  и методами работы с детьми ООП, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей. На данном семинаре приняли участие учителя города, с целью развития эмоциональной готовности, формирования профессиональной мотивации к процессу обучения.

Второй семинар был пройден 14 февраля 2023 года на тему: «Методы  обучения и  организации надомного обучения детей с особыми образовательными потребностями», цель проведения семинара повышение профессиональной компетентности педагогов, актуализация и расширение  знаний в области техник и методов обучения детей с ООП. В ходе семинара учителя нашей школы делились опытом, проводили многочисленные мастер-классы, практикумы, тренинги  на разные темы. На семинаре были задействованы учителя предметники, психологи, дефектологи и логопеды.

 Вопросы инклюзивного образования рассматривались на педагогических советах, совещаниях при директоре: «Обучение и воспитание детей с ООП в инклюзивной среде школы», «Результативность работы ППк  по определению возможностей обучения учащихся, вывод детей в школы города», отчет об обучении учащихся на дому. 

Большой вклад в коррекционную деятельность вносят дефектологи, которые являются одним из звеньев целостной системы образовательной деятельности школы. Из 50 детей (выявленных в начале учебного года и поступающих в течение года), нуждающихся в логопедической помощи, все посещали занятия в течение года. В конце учебного года из учеников,  посещавших фронтальные занятия 11 человек выведены, 34 –оставлены для продолжений занятий; посещавших индивидуальные занятия – 5 выведены, 5– оставлены для продолжения занятий.

Анализ работы дефектолога Аманжоловой А.К показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей. Более 75 % детей уже находятся на среднем уровне познавательного развития и только 25 % на низком уровне . Наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления.  Сохраняются показатели низкого уровня саморегуляции и самоконтроля (1 «А» класс) , их показатели повысились незначительно к концу года.

Работа психолога (Еспагамбетовой К.Б) строилась по плану и в соответствии  с требованиями современной науки и с учетом особенностей школы. Особое внимание отводилось детям с ЗПР, проводилась психологическая диагностика различного профиля. Удачно осуществлялась профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся. В результате проведенной за учебный год работы по психологическому сопровождению школы, большинство определенных на начало года задач выполнено. Работа школьного психолога позволила  своевременно фиксировать качественные изменения в психологическом развитии учащихся, знать их воздействие и индивидуальные особенности, помогать на основе этого педагогическому коллективу школы использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью. В течение учебного года большое внимание уделяла просветительской работе, в связи с этим принимала активное участие в педагогических, методических советах, совещании при директоре. В течение учебного года повышала профессиональный уровень на разных уровнях: коррекционное занятия  для психологов АО НЦПК  «Орлеу»;  городской мастер-класс для   учителей инклюзивного обучения  «Методы и приемы в работе педагога-психолога», семинар для педагогов-психологов города «Разные дети-равные способности»; «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР»

Вывод: инклюзивное образование осуществляется на должном уровне. Анализируя усвоение образовательной программы обучающимися с ООП, можно сделать выводы о том, что все обучающиеся данной группы освоили образовательную программу в полном объеме;  психолого-педагогическое сопровождение позволило оказать конкретную помощь учащимся с ЗПР, ЛУО  в условиях совместного обучения.

Рекомендации: педагогам учитывать особенности детей с ЗПР, использовать в работе рекомендации психолого-педагогического консилиума.

На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на дальнейшую работу:

  1. Совершенствовать  качество образовательного процесса в соответствии с требованиями обновленного содержания образования; обеспечить  его коррекционную направленность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
  2. По осуществлению системного подхода к обеспечению условий для развития детей с ООП и оказанию помощи детям этой категории в освоении государственного стандарта образования.
  3. По выявлению особых образовательных потребностей детей с ООП, обусловленных особенностями их физического и психического развития.
  4. По обеспечению возможности прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.

Зам.директора по УВР                                                               Сеилова К.И

01.06.2023г